Что имелось в наличии. Простой автомобиль. Седан, 1993 года. Салон маленький. Штатная кассетная магнитола, два 10 см динамика страшных лет, в задней полке 16 см "noname" акустика (которая, к тому же, и хрипит).
Много лет читаю Автозвук и CarAdio.... Облизывался - вот, мол, люди живут... А тут еще нарвался на статью "Инсталляция со скромным бюджетом". Вот, что мне надо! В прошлом году удалось урвать немного денежки из семейного бюджета. Все, думаю, если не сейчас, то никогда! Надоело слушать кассеты. Хочу CD и MP3. Поднял подшивки журналов. Что-то ничего не вставило из головных устройств среднего ценового диапазона. Пошел по форумам... В итоге остановился на Pioneer DEH-MP5730. Опять же опирался на вышеупомянутую статью. Хотел сделать один в один. Дело в том, что встроенные усилители Пионеров, начиная с 4-й серии, позволяют на тыловой канал мостом подключить сабвуфер! Круто! И никто больше такого не делает. Только впоследствии оказалось, что совсем не все модели имеют такую возможность. Но тогда я об этом не знал.
Замысел: головное устройство, двухкомпонентный фронт, саб. Все питается от головы. Голову заказал в интернет-магазине. Поставил. Конечно, по сравнению со старой магнитолкой - небо и земля. Питание сразу сделал правильное - от аккумы толстыми проводами напрямую, минуя замок зажигания.
Следующим этапом - фронтальная акустика. В связи с отстуствием опыта, но и пониманием, что на стенде и в автомобиле акустика звучит по разному, страшно было тратить большие деньги неизвестно на какой результат. Поэтому решил брать акустику в диапазоне $150-$200. Опять же, обчитался старых журналов, форумов, производителей.... Остановил выбор на Magnat X-Cess216. Выбор основывался на максимально высокой чувствительности (не забываем, что предполагалось питание только от головы) и хорошей нижней границе воспроизводимого диапазона.
Перед установкой разобрал весь салон и все укатал виброизоляцией STP. Сверху вторым слоем пошел стейнофон (вспененный пенополитэтилен) - для шумоизоляции.
Имея теоретические представления о конструировании звука в автомобиле решился делать подиумы. Но страшно было - жуть. Понятно, что придется пилить, сверлить, резать. Обратно не приставишь. Так что ошибка могла бы дорого стоить. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают.
К сожалению, процесса изготовления подиумов не запечатлел (небыло цифровика).
Технология. Делал по-уму. Направление на ручку коробки передач (чтобы небыло стоячих волн и для формирования правильной звуковой сцены). Каркас изготовлен из 10-мм фанеры. Далее каркас залит монтажной пеной (пену перемешивал в емкости с водой, для лучшей усадки и полимеризации). Полимеризовалась очень быстро - не более часа полное отвердение. Структура пены получилась мелкоячеистой (что и требовалось). Далее, канцелярский нож и вперед - придаем форму. Затем крупная шкурка для придания гладкости. Все прекрасно обрабатывается! Прошелся шпаклевкой для замазывания отверстий в пене и придания внешней жесткости подиума. Далее берем нарезку стеклоткани, Дзержинскую эпоксидку и обклеиваем уже оформившийся подиум. Внутреннюю часть подиума также обклеил стеклотканью - для жесткости.
Вот как это было после изготовления.
С обратной стороны
В таком виде я проездил полгода.
Пищалки прикрепил к стойкам лобового стекла (классическое место). В первом варианте они направлены были на лобовое стекло - работали на отражение. Но очень быстро я понял, что это не тот звук, который я ожидал услышать. На высоких частотах звук показался мне ватным, замыленным... Звуковая сцена хоть и сфомирована на капоте, но качество этой сцены меня не устроило. В следующем варианте пищалки смотрят на зеркало заднего вида. Вот здесь уже все стало намного лучше. Появилась прозрачность. Правда и сцена приблизилась к водителю. Но это не страшно - не на соревнованиях же мне выступать (наивный :-) ).
Покатался в таком виде несколько месяцев. Со временем (впрочем, довольно быстро) пришло осознание того, что низких частот не хватат! Нужен саб - адназначна! Поиски, метания, мучения - все по полной программе. Остановился на Pioneer-305F (фриэир). Почему такое оформление? Бывает, что в августе месяце выбираюсь семейством на пляжи Приморья, дикарями. В этом случае багажник утрамбовывается ногами. Значит, надо сохранить объем, насколько это возможно. Саб опять же прикупил в интернет-магазине. И надо же было такому случиться - полка, куда предполагалась установка по глубине практически как раз составляет 12 дюймов. Естественно, ни о каком сабе в такую полку и речи быть не может - о какой жесткости тогда говорить? Вот это была засада! Называется выкинул деньги на ветер. Так он у меня и лежит. Пришлось смириться с утратой (отсутствием саба) и надеяться когда-нибудь решиться на установку другого. Однако полку в салоне под саб сделал давно. Стоит ли отмечать, что и задняя полка также была укатана виброизоляцией?
Перегородка между салоном и багажником также была обработана вибро- и шумоизоляцией и забита фанерой.
Надо ли говорить, как я был доволен? Понятно, что надо дальше оформлять все это дело. Дождусь, думаю, весны-лета, и по теплу все доделаю. Ага! Размечтался!
Смотрю, как всегда, очередной выпуск F27, а там конкурс объявили. Ну, думаю, мне там ловить с моей системой нечего... Хотя зуд остался :-)
И пошли люди... Смотрю я на них и размышляю, ну чем я хуже? Надо только оформить это дело и попробовать. К тому же обратил внимание, что судьи дают участникам советы и показывают слабые стороны. А я из-за своей скромности так и не решился обратиться в какую-нибудь студию, дабы проверить настройки системы и сцену. Вот где можно нахаляву разжиться советом! Надо только с сабом определиться.
Стал искать 10" фриэирный саб. И снова поиски-мучения. Понимая, что до конца конкурса я не успеваю заполучить покупку через интернет-магазин, решил искать в Хабаровске. Вот уж где я напрыгался. Ну не любят наши студии таких динамиков. Для закрытого ящика или фазоинвертора - на любой вкус. И был я в печали. Совершенно случайно зашел в один из магазинов автозапчастей (не буду рекламировать) и увидел Prology WOW-10F. Поискал характеристики. Судя по параметрам (а я к этому времени уже вовсю разобрался с параметрами Тилля-Смолла), выходил чистый фриэир. Взял опять на свой страх и риск.
Ну, думаю, для конкурса питание от головы маловато будет. А тут еще Лара сказала, что оценка будет включать и чувства девушки на пассажирском сиденье. Точно, придется усилитель ставить. А, была не была! Беру! Вспомнив теоретическую подготовку, сделал вывод - надо ставить два независимых усилителя. Один будет питать фронт, другой - саб. Мои доводы - питание одного усилителя плохо справляется с двумя разного типа музыкальными жанрами (т.е. с высокими/средними частотами и суббасовой частью). В итоге средние частоты могут недополучать свою мощность. Да и взаимное влияние каналов тоже не есть гуд. Оставалось выбрать номинальную мощность. Поскольку усилитель без заметных искажений работает в пределах 50-60% своей максимальной мощности, а акустика спокойно выдерживает заявленную максимальную мощность и в номинальной мощности работает с малыми искажениями, то выбор мощностных показателей строился следующим образом. Номинальная мощность фронтальной акустики - 120 Вт, максимальная - 180 Вт. Тогда усилитель должен выдавать 180-200 Вт на канал. Саб номинальной мощностью 500 Вт, максимальная - 1000 Вт. Я не уверен, конечно, что такой динамик способен выдержать такую мощь. Понимая, что на моноканальник D-класса у меня просто нет денег, остановился на варианте ~500 Вт максималки. Поскольку лишних денег ну просто небыло, выбор был сделан следующим образом: фронт - 4-канальник CADENCE FX-604 (нагрузка два канала мостом), саб - 2-канальник ARIZONA EAGLE AZ-2170 (мостовой режим).
И уж если делать все по-уму, то надо подумать и о конденсаторе. В чем была идея. Поскольку саб при хорошей громкости прилично просаживает питание системы, а терять динамику звука ой как не хотелось, то необходимость помощи аккуме вырисовывалась сама собой. После недолгих рассуждений и обсуждений на форуме остановил свой выбор на Mystery 0.5F с цепью управления и вольтметром. Вотльтметр - практически бесполезная штука, а вот цепь управления зарядом - архинужная.
Началось строительство багажника. Вырезал полку под саб - пришлось покорячиться....
Расположить усилители в багажнике оказалось нетривиальной задачей. С одной стороны требования наименьшей длины силовых проводов, с другой - сохранить багажник. Значит будем делать панель с усилителями и крепить ее максимально близко к перегородке отсека и багажника.
Вырезал из фанеры полку. Обтянул карпетом.
Подготовил место для крепления полки в багажнике. На заднем фоне видна шумка.
Прибросил вариант расположения усилителей.
Приложил я это дело в багажник и.... Не влезат! Arizona оказался очень длинным. Не влезал. Да еще и саб сверху поджимал. Пришлось менять компоновку.
Так и оставил. Но это лишь четверть работы. Не мог же я показать свое творение в том виде, как сделанным полгода назад - в стеклоткани и эпоксидке. Надо наводить марафет на внешний вид акустики.
Снял обшивку дверей и стойки лобового стекла. Принес домой.
Сначала подиумы под мидбасы. Зашпаклевал. Зашкурил.
По хорошему, надо обтягивать автомобильным винилом - тянется во все стороны. Но жаба как всегда начеку. Испортить тыщу рублей - не наш метод. Порыскал по строительным магазинам и нашел такой светленький гламурненький мебельный винил. Думаю, на этом можно набивать руку. Ну, а дальше, 88 клей, строительный фен и слова, которые не принято высказывать вслух :-)
Конечно, из-за свойств мебельного винила есть дефекты натяжки, но в целом понял технологию. Так что опыт приобрел.
Далее на очереди пищалки. Естественно оставлять их висящими на стойках - верх неприличия. Будем делать для них подиумы. Решено использовать чулочный метод.
Берем старый чулок (отрезан от колготок) и обтягиваем деталь.
С обратной стороны натягиваем и сшиваем канцелярским степлером.
Далее в руки берем эпоксидку и все это дело обмазываем.
С помощью стрительного фена "ждем", когда высохнет. Однако необходимой жесткости достичь не удалось - под пальцами проминается. Надо укреплять. И в ход идет стеклоткань.
Оклейке подвергается только область вокруг пищалки - все остальное укреплять не требуется. Сохнет. Обрезаем излишки, шкурим, шапклюем, шкурим, и еще шпаклюем, шкурим.
Поскольку изначально предполагалась отделка винилом, то идеальное выведение поверхности не требовалось - мелкие деффекты должны были уйти за счет материала. Так оно и получилось. После обтяжки винилом стойки приобрели законченный вид.
На этом было сделано полдела. После этого началось самое трудное. Ну как, скажите мне, можно научить глухого различать звуковые полутона? Обзавелся тестовыми дисками. И засел на две недели за настройку. Отстраивал чувствительность усилителей. Чтобы небыло искажений на максимальной громкости головного устройства. И даже после этого, как выяснилось при тестовом прослушивании, остались грубые ошибки.
Что получилось.
Получилась музыкальная машина. Именно музыкальная. Не предназначена для попсы. Хотя таковой задачи и не ставилось. Но это из-за фриэирного саба. Во-первых мал диаметр, а во-вторых сказывается акустическое оформление - нет позади упругой подпорки. Так что поколбаситься особо не получится :-) Самый лучший звук при закрытых окнах и дверях.
Необходимо отдать должное студии М2. Директор студии Андрей Игонькин оперативно исполнил свое обещание по настройке пищалок и фазировке мидбасов. Мало того, стойки пищалок бесплатно отделали флоком.
Недостатки на сегодняшний день.
Самый большой недостаток - сабовый усилитель. Пожабился деньгами - теперь хлебаю. От усилителя ARIZONA EAGLE идет фоновый шум двигателя. При этом от фронтального усилителя шумов нет совершенно. Попробую порешать малой кровью. Если не получится - задумаюсь о замене.
Второй недостаток - бренчание дверей. Уже не знаю, каким способом бороться. Звенят пистоны и тяги. Тяги уже утяжелял виброизоляцией, но все-равно не хватает. Не исключено, что звенят еще какие-то части внутри двери. Не очень четкая середина звуковой сцены. При прослушивании диска FSQ (трек с перемещающимися барабанами), четвертый барабан не вписывается в допустимые границы сцены. Подумываю о звуковом процессоре.
А вот и рабочий протокол судей.
Все вопросы можно оставить в гостевой книге. Я не гарантирую быстрого ответа, но постараюсь ответить максимально полно :-)